Как относится к речевым ошибкам ребенка
"Речь-это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания".
Н.И. Жинкин, советский лингвист и психолог
Речевой недочет (или ошибка) – это ошибка не в построении, не в структуре, а в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова, по преимуществу – это нарушение лексических и грамматических норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими, но эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть непонятым или понятым превратно.
Существуют следующие виды речевых ошибок:
Правила языка
|
Типы ошибок
|
Правила произношения
|
Произносительные ошибки
|
Лексика
|
Лексические
|
Фразеология
|
Фразеологические
|
Морфология
|
Морфологические
|
Синтаксис
|
Синтаксические
|
Орфография
|
Орфографические
|
Пунктуация
|
Пунктуационные
|
Стилистика
|
Стилистические
|
Повседневно общаясь с детьми мы сталкиваемся с разными и ошибками в их речи:
- неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, стулов, в носе, в роте и т.д.);
- изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, кофею и т.д.);
- незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок и т.д.);
- отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, в ими и т.д.);
- ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю и т.д.)
- неправильное склонение числительных (идите по одном, иди со двоями, собака с пять щенят и т.д.);
- неправильные формы сравнительной степени прилагательных (хужее, твердее и т.д.).
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.
Когда ошибки носят случайных характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной.
Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например:
В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов» А теперь ты повтори, только правильно».
Рекомендации для устранения речевых ошибок:
- нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить малыша;
- не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками, как анекдоты, особенно присутствии самих детей;
- нельзя осуждать и ругать детей за их ошибки;
- не стоит ставить в пример друзей ребенка, которые не имеют ошибок подобного рода, так как
Правила воспитания чистой речи в семье:
- исправлять ошибки нужно доброжелательно;
- контролировать собственную речь (речь взрослого), ведь именно взрослая речь является примером для подражания;
- учить внимательно слушать ребенка и его речь и давать возможность ребенку высказаться самому;
- находиться в спокойной и «здоровой» обстановке: не кричать, быть вежливым, владеть
интонацией, силой голоса. Овладеть правильной речью в шумной и искаженной обстановке
просто не возможно.
Учитель - дефектолог Ворожбицкая Т.Н.
Когда требуется помощь учителя-дефектолога?
Очень часто Вы задумываетесь о будущем своего ребенка, пытаетесь понять, насколько успешен будет он в школьной, а затем и во взрослой жизни.
Основы хорошей успеваемости закладываются еще в раннем детстве. Формирование правильной речи ребенка – это сложный и длительный процесс. Ребенку нужно научиться воспринимать обращенную к нему речь, управлять своими органами артикуляции, полноценно общаться с окружающими.
Прежде всего, взрослые обращают внимание на то, правильно ли ребенок выговаривает звуки, умеет ли он читать до школы. Но проблемы развития речи не ограничиваются только этим.
В каких случаях необходимо обращаться к учителю-дефектологу?
1 год - ребенок до 1 года наблюдался у невропатолога.
2 года - в речи ребенка присутствует менее 10 слов.
3 года - в речи отсутствует фраза, речь абсолютно непонятна для окружающих.
4 года - нарушение произношения многих звуков.
5, 6 лет – нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихотворения, плохо запоминает буквы.
Начальные классы – ошибки при чтении и письме.
Если ребенок начал заикаться, необходима срочная консультация логопеда и лечение у психоневролога.
Очень важный период – подготовка к школе. Логопед поможет выявить проблемы в развитии речи, проведет профилактику нарушений чтения и письма.
Распространенные ошибки родителей,
пагубно влияющие на речевое развитие ребенка
Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:
1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
4.Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.
Подготовила: учитель-дефектолог Ворожбицкая Т.Н.
Зачем учитель-дефектолог задаёт домашнее задание?
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-дефектолога отводится домашним заданиям. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к школе группу.
Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться точности и четкости движений.
- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.
- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для ребёнка стихов;
- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; печатание букв, слогов, слов и предложений ;
- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:
1. Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
2. Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
3. Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно:
-все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
4. Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад или школу в понедельник.
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Много читаем - речь развиваем
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Это самый древний инструмент воспитания и развития малыша. Хоть сказки за долгую историю человеческого рода изменились, но потребность в них остается такой же сильной, как и раньше. По некоторым исследованиям, сочинять и воспринимать сказки умеет любой человек на земле, эта такая деятельность, которая присуща и необходима каждому человеку.
Живое общение с книгой, которую малыш «читает»— это семимильный шаг к развитию его образного мышления, интеллекта, речевого развития. И знакомство с ней можно начинать уже с 5 месяцев. Младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм, еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на интонацию маминого голоса.
Познакомьте малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - лаять. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.
Но помните, что вы должны помочь своему ребенку научиться правильно с ними «общаться», текст читать нараспев и с хорошо выраженной интонацией. Книги должны находиться в зоне досягаемости малыша.
Педагогическое требование, которое относится к книгам для детей этого возраста: картинки должны быть крупные, яркие, желательно на белом фоне – и не более одного изображения на странице. Животные на картинках должны выглядеть естественно, без красочных аксессуаров в виде сарафанов-шапочек. А неодушевленные предметы не должны быть с глазами и руками. Такие детали не просто отвлекают внимание ребенка на себя, но и формируют ошибочное мнение об окружающем мире. Пока у ребенка нет способности различать реальность и сказку - такими книжками лучше не злоупотреблять.
Чтение стоит начинать с уже известных ребёнку звуков (прежде всего гласных) и слогов. Начальный и все последующие периоды развития речи служат средством развития сознания и мыслительной деятельности. Именно поэтому в раннем возрасте так важно беседовать с ребёнком, выслушивать его, активно реагировать на малейшую потребность выразить себя через слово.
В каждом возрасте – есть своя сказка
Если малышу меньше годика, то процесс чтения сказки для него скорее важен не сюжетом, а действием. Ребенку нужна ваша забота, внимание, он через рассказываемую вами сказку пытается сказать: «Мама, как же мне приятно проводить с тобой время!» В этом возрасте мама может «играть» со сказкой, вводя в повествование какие-нибудь театральные элементы, которые будут вовлекать малыша в процесс.
От 1 до 3 лет малышу подойдут сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных: мычать, кукарекать, что позволить малышу запоминать звуки, которые издает то или иное животное. Также приветствуется жестикуляция и яркая мимика, кривляния, поверьте, малышу это понравится! В этом возрасте малыш уже рассматривает иллюстрации, поэтому стоит покупать ярко оформленные книги. Кстати, это тот возраст, когда вашему малышу сказка может понравиться на столько, что он готов слушать ее снова и снова. Читайте, рассказывайте столько, сколько он просит. Это объясняется тем, что в сказке есть волнующий для ребенка момент, который он хочет прочувствовать вместе с героем снова и снова.
В 3-6 лет ребенку уже стоит выбирать сказку с понятным конкретным сюжетом, т.к. дети в таком возрасте уже все прекрасно понимают. Главными героями по-прежнему еще остаются люди и животные. В этом возрасте ребенку подойдут русские народные сказки, сказки народов мира, а так же многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и другие.
От 4,5 до 6 лет – это золотой возраст, как говорят психологи. Возраст для классических волшебных и народных сказок, часто описывающих победу героя над трудностями и обретение славы, богатства, любви. Это не просто выдуманные истории, которые увлекают малыша, но и прекрасный инструмент психотерапии, помогающий корректировать поведение ребенка и решать его психологические проблемы. Благодаря сказке, малыш узнает, как нужно себя вести в различных жизненных ситуациях, усваивает порядки и законы общества.
А вот сказки русского фольклора, в которых часто используются повторы сюжетов, наиболее просты и понятны для ребенка. В них есть логическая завершенность. Поэтому малыш без труда запоминает ее, что благотворно влияет на развитие речи и фонематического слуха.
Сказка помогает ребенку тонко чувствовать и понимать внутренний мир людей; помогает влиять на негативные стороны характера малыша. Как пример – почитайте жадному ребенку сказку «О рыбаке и рыбке», пугливому – «О трусливом зайце», шаловливому – «Приключения Буратино» и т.д.
Для развития воображения можете предложить малышу сочинить сказку. У каждого ребенка есть фантазия и ей надо дать жизнь! Пофантазируйте вместе с малышом, взяв из сказок тех персонажей, которых малыш уже знает. Такой способ сочинения сказок вместе со взрослым развивает логику ребенку, его память, учит концентрировать внимание.
Очень важно, сделать рассказчику акцент в сказке на то, что такое злость, радость, дружба, горе, преданность, предательство. На образном языке сказки можно познакомить ребенка с миром чувств и переживаний, ведь именно дальнейшее осознавание своих чувств ложиться в основу эмоционального интеллекта ребенка.
Не забывайте дарить сказки своим детям, читайте их вместе, сочиняйте, рассказывайте. Это поможет вам сблизиться с ребенком, лучше узнать его проблемы и трудности, а так же интересы и симпатии.
Подготовила: учитель-дефектолог Ворожбицкая Т.Н.
Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми
Предлагаю вашему вниманию ряд нетрадиционных игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться не только специалистами, воспитателями, но и родителями.
Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью я решила несколько разнообразить работу с детьми.
Развитие мелкой моторики рук
Тонкая моторика - основа развития, локомотив всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление, речь. Чем выше уровень сформированности мелкой моторики, тем легче формируется у ребенка звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе.
Работа по коррекции мелкой моторики должна проводиться систематически, последовательно. Отрабатываемые упражнения должны быть динамичными и эмоционально приятными
Предлагаемые мною упражнения просты и доступны, они могут использоваться для индивидуальной работы с детьми не только педагогами, но и родителями.
Данные игровые упражнения одновременно развивают мелкую моторику и закрепляют автоматизируемый звук.
1. Упражнение "Собери пирамидку"- ребенок собирает пирамидку одновременно называя слова на отрабатываемый звук.
2. Упражнение с поролоновым мячиком. Выполняется сначала одной потом другой рукой. Ребенок надавливает на мячик поочередно каждым пальчиком. При этом можно проговаривать отрабатываемый речевой материал по закреплению звуков (слоги, слова).
3. Упражнение с поролоновым мячиком. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук ( сначала большими, указательными и т.д.) Можно одновременно проговаривать речевой материал.
4. Упражнение со шнурком (с авторскими логопедическими карточками). Ребенок проводит пальчиком по заранее приклеенному шнурку (графическому лабиринту), при этом произносит поставленный звук. Например, «гусь шипит»- длительно на одном выдохе ШШШШШШШШ.
- Упражнение с бельевыми прищепками «Кус-кус». Поочередно кусаем подушечки пальцев, одновременно произносим стихи, скороговорки, слова, слоги на автоматизируемый звук.
6. Упражнения с пуговицами «Лыжники». Используются большие пуговицы с углублениями. Указательный и средний пальцы «встают» на них как на ноги. Передвигаем пальчики по столу одновременно называя слоги, слова на отрабатываемый звук.
7. Упражнение «Узелки»- подготовить веревочки с узелками. Ребенок перебирает узелки пальчиками, на каждый узелок называет слово с отрабатываемым звуком.
8. "Музыканты" - используется поролон с наклеенными на него пуговицами разного размера (клавиатура). Ребенок нажимает поочередно пальчиками одной руки, затем другой сопровождая игру пальцами произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок на отрабатываемый звук.
- «Мой веселый мяч»- прокатывать логопедический мяч пальчиками правой и левой руки, одновременно рассказывая стихи чистоговорки на отрабатываемый звук.
10. «Кнопочки» - на листе бумаги наклеены разные кнопочки (кружки, цветочки, рыбки.) Сколько кнопочек столько и повторов. Ребенок проговаривает слог, слово на отрабатываемый звук, нажимая пальчиком на «кнопочку».
Подготовила: учитель-дефектолог Ворожбицкая Т.Н.
разгарнуць » / « згарнуць