Учитель немецкого языка
Ярмошевич И.В.
«Культура личности: культура внешности, общения, речи, поведения»
Пример родителей - основное условие успешного воспитания культуры внешности, общения, речи и поведения у детей.
Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко, который говорил родителям: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, а плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Ведь, семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.
Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка также принимают активное участие и школа, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.
Так что же такое «культура поведения», и как происходит ее формирование в семье?
Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.
Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).
Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.
Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка. Вырастить ребёнка – дело нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий, выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей навыков и привычек культурного поведения может быть успешной только в том случае, если в нём будут принимать участие родители, если учитель и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни работала школа, но её требования не будут поддерживаться дома, в семье, процесс воспитания чрезвычайно осложнится и не всегда даст положительный результат.
В первую очередь, в семье надо приучить ребёнка к чистоте и соблюдению порядка. Для этого родители должны научить детей самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.
Порядок в квартире, чистота и уют, точное соблюдение режима дня способствуют воспитанию необходимых навыков и привычек к опрятности, к аккуратности, точности и обязательности. И наоборот, ребёнок, воспитанный в неряшливой обстановке, сам будет неряхой, перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи, связанные с перевоспитанием такого ребёнка. С разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.
Значительно труднее воспитать культурные навыки у ребёнка, если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят. Некоторые родители удивляются, откуда у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей, окружающих людей, школу и учителей и далеки от мыслей, что виноваты прежде всего сами, их обычное поведение в семье.
Важную роль в воспитании навыков вежливого поведения имеет характер отношения между родителями. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если, например, отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её после обеда, то он даёт плохой урок своим детям, в такой семье дети обычно вырастают невнимательными в отношении между собой. Если родители по малейшему поводу ссорятся, кричат, возбуждённо спорят, ссылаясь на особенности своего характера. Такое поведение перенимают и дети. Родители должны быть едины в своих требованиях к детям. Если один из родителей требует от ребёнка аккуратности, другой должен поддержать требования.
Только повседневная согласованная требовательность родителей, их терпение и настойчивость, личный пример - дадут хороший результат.
Ежегодно, принимая в стены школы учеников, мы на первых же уроках знакомим, напоминаем им правила поведения в школе, напоминаем правила вежливости, требуем выполнения их. Огромную помощь в этом должны оказать нам родители. Очень важно следить, чтобы дети были вежливы не только по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях к культуре речи. Случается, что родители в присутствии детей нецензурно выражаются. Ничего удивительного, что сын или дочь со временем переймёт эту манеру.
Немаловажную роль в воспитании культуры поведения играют общественные места – улицы, магазины, автобусы, кинотеатры, и т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов, должны строго следить сами родители и требовать того же от детей. Идя по улице с ребёнком, старайтесь обратить его внимание на факты, которые заслуживают подражания : вежливое объяснение, как найти улицу, соблюдение правил перехода. Выразите своё отрицательное отношение к проявлениям некультурного поведения людей.
Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите детей правильному поведению и во дворе. Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам. Личный пример родителей, участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми, надзор за ними помогут решить задачу.
Из всего сказанного хочется сделать вывод: хороший пример родителей – первое и основное условие воспитания культурного человека. Только при совместной, систематической работе учителя и родителей можно добиться положительных результатов в нравственном воспитании школьников.
То, как человек ведёт себя в обществе, как он взаимодействует со знакомыми и незнакомыми людьми, говорит о его «культуре поведения», характеризует его как воспитанного или невоспитанного человека. И чтобы достойно вести себя в той или иной ситуации, нужно знать определённые нормы и правила поведения, а также обладать высокими моральными качествами.
Особенности
Культура поведения – это такое широкое понятие, которое объединяет общественные нормы с моральными ценностями. Иными словами, это такие правила и особенности поведения, которые неразрывно связаны с нравственностью и воспитанием человека.
Именно благодаря нормам можно определить, правильно или неправильно ведут себя люди в той или иной ситуации, – это своеобразный общественный критерий.
Воспитанный человек всегда готов соблюдать правила поведения, быть тактичным и доброжелательным по отношению к другим, даже незнакомым людям.
В понятие «культура поведения» входят и еще несколько аспектов:
- Набор действий человека в общественных местах (парк, транспорт, работа, школа, очередь, банк, остановка, магазин). То, как человек ведёт себя, как решает конфликтные ситуации – всё это является показателем его нравственной культуры.
- Бытовая культура. Имеется в виду то, как человек реализует свои личные потребности, как организовывает свой досуг.
- Правильная и красивая речь. Неотъемлемая часть культуры поведения. Жаргонные выражения не характеризуют человека с лучшей стороны. К речи относится и мимика с жестами.
- Соблюдение этикетных норм – показатель хороших манер и воспитанности. Важно не забывать о них, особенно находясь в общественных местах.
- Приличный и опрятный внешний вид, соблюдение правил гигиены – это проявление внешней культуры, и оно также необходимо.
Данные принципы и нормы – это результат вековой работы, в основе которой – гуманные отношения между людьми.
Воспитание культуры поведения у учащихся
В последнее время в нашем обществе мы часто слышим разговоры и споры о том, кто должен заниматься воспитанием ребенка – семья или школа? А как вы считаете?
Попробуем в этом разобраться. Начнем с того, что вспомним, а что такое воспитание. Приведем примеры различных определений понятия «воспитание».
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта (знания, умения, способов мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.
В узком социальном смысле воспитание понимается, как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с цель формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействия коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Сегодня, уважаемые родители, мы поговорим с вами о воспитании культуры поведения у наших детей. Дети являются гордостью своих родителей – самые красивые, милые и лучшие. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что красота нашего ребенка не только в красоте его внешности, но и в том, как он ведет себя в семье, со сверстниками, в школе, в общественных местах? Каковы его манеры – жесты, мимика, осанка, речь, движения?
Под понятием «культура поведения» принято считать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения:
- в быту – культурно-гигиенические навыки и привычки;
- в общении;
- в различных видах деятельности.
Рассмотрим гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения, как одну из устойчивых форм повседневного поведения.
Воспитание у ребенка навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране его здоровья, способствует правильному поведению в быту и в общественных местах. В процессе повседневной работы с ребенком, как дома, так и в школе необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для него естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В начале маленьких детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, после возвращения с прогулки.
Дети школьного возраста должны более осознанно относиться к выполнению правил личной гигиены: мыть руки, тщательно намыливая, до образования пены, насухо вытирать, пользоваться индивидуальной зубной щеткой, полотенцем и расческой, следить за тем, чтобы все вещи – школьная форма, верхняя одежда и обувь содержались в чистоте.
Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.
Детей необходимо приучать правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно пережевывая пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфетками. Когда ребенок подрастет, научить его накрывать на стол, расставлять посуду и твердо усвоить, что перед тем как приступить к обязанностям, нужно помыть руки с мылом, причесаться, надеть чистую одежду.
Хорошо, если в младших классах учитель назначает санитаров для систематической проверки у сверстников состояния рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу, состояния портфеля и школьных принадлежностей, тетрадей и учебников.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников и школьников младшего возраста большое значение имеет пример родителей и учителей, внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому родители и педагоги должны быть для них образцом.
Теперь перейдем к культуре общения. Известно, что человек существо социальное. Общение с людьми в семье и обществе ему просто необходимо. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми людьми, одноклассниками, детьми младшего возраста, основанные на уважении и доброжелательности, вежливом обращении.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях? Это вежливость, деликатность, скромность, общительность, уважение к старшим. Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения с раннего возраста. Мы должны научить своих детей здороваться со старшими, почтительно относится к старикам, помогать инвалидам, не вмешиваться в разговоры взрослых людей, быть приветливыми, благодарными и внимательными к окружающим их людям.
Наша задача расширять круг общения наших детей. В сельской местности общение ограниченно, в основном это семья и школа. Ребенок обязательно должен во внеурочное время посещать кружки по интересам, спортивные секции, различные мероприятия классного, школьного, муниципального и других уровней. Родители должны со школьного возраста научить своих детей ходить в магазин за небольшими покупками, на почту, например: купить поздравительную открытку или положить деньги на сотовый телефон. Выполняя эти небольшие родительские поручения, ребенок становится более самостоятельным и учится общаться с людьми. Это ему очень пригодится в дальнейшей жизни, сделает более уверенным и общительным.
Рассмотрим еще один компонент культуры поведения – это культура деятельности или труда, которые являются показателями отношения человека к своему делу, своей профессии, людям, обществу и свидетельствуют о социальной зрелости личности.
Основы культуры деятельности начинаются закладываться у человека с раннего детства, а затем развиваются и совершенствуются в течение жизни. В раннем детстве, это например, помочь маме собрать игрушки, заправить постель. Становясь старше, ребенок учится обращаться с игрушками, книжками, личными вещами.
Формировать у ребенка культуру труда – это значит воспитывать у него умение содержать в порядке свое рабочее место, где он делает уроки, занимается, играет, развивать привычку доводить начатое дело до конца, содержать в порядке ранец, учебники, рабочие тетради, бережно относиться к книгам, игрушкам, вещам.
Очень важно научить своих детей относиться к общественному имуществу так же бережно, как своим личным вещам. Нужно чаще говорить о том, что все в школе - мебель, оборудование, книги, учебные пособия – наше общее и принадлежит нам всем и поэтому мы должны это все сберечь для себя и для других детей, которые придут в нашу школу.
Если мы воспитаем у детей культуру деятельности, то они будут уважительно относиться к родительскому труду, к труду работников технического персонала школы, которые много делают для того, чтобы наша школа была уютной и красивой.
Мы, родители и учителя, должны помнить, что дитя - это хрупкий сосуд и от того чем мы его наполним таким и станет наш ребенок. Мы обязаны быть неравнодушными к нашим детям, ученикам и тогда зерно неравнодушия порастет, и даст нам богатейшие плоды - добрых, порядочных и отзывчивых людей.
Свое выступление мне хочется закончить стихами неизвестного автора, как продолжение мысли поэта Ф.И. Тютчева :
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать,
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать,
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
3 Содержание понятия, «культура общения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; вне ситуативно-познавательное; вне ситуативно-личностное (по М.И.Лисиной). Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.
Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.
Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения — дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Игра — педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры — это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.
Цель игры, два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами), воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми). В игре существуют игровые правила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильный подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализ результатов. Он должен использовать такие виды психоразвивающих игр для детей дошкольного возраста как, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.
Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) — моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.
Должны использоваться методики обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение.
Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
4 Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективе сверстников.
Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. В результате, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме, малышам.
Важной задачей нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста психологической готовности к труду. Интерес к тому, что делают взрослые в детском саду, дома, охотное выполнение поручений воспитателя, няни, родителей, посильную активность, а затем и самостоятельность в одевании, еде и в других режимных процессах можно воспитать уже в возрасте 1,5-3 лет.
Добиться этого можно при условии, если учитывается возрастная активность детей, решается задача формирования у них посильной самостоятельности в быту (в самообслуживании), в играх и на занятиях. Самостоятельность — важнейшее качество формирующейся личности, ее потребность. Если недоучитывать это, к концу третьего года у ребенка может возникнуть «кризис поведения», выражающийся во вспышках негативизма, капризах.
Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т.д. — предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Так, собираясь на прогулку, надо не только, не отвлекаясь, одеться самому, но и помочь товарищу. И как приятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить свою помощь: «Валя, завяжи мне, пожалуйста, шарф… Спасибо… Теперь давай я тебе завяжу!»
Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются:
— Дети, сегодня мы празднуем день рождения Светы, Валерика и Толи! Столы составим в одну линию; положим фрукты и сладости в вазы.
Подобная вариативность условий придает усвоенным навыкам большую гибкость, осознанность и тем совершенствует всю систему нравственного поведения ребенка.
У детей на четвертом году жизни продолжает формироваться самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям). Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.
Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя различные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока они не привыкнут самостоятельно выполнять работу.
Развитие детей идет не только в бытовой деятельности и труде, но и в условиях обучения на занятиях. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям.
Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития ребенка, их возрастным возможностям. Если задание слишком простое или слишком сложное, то интерес к нему у ребенка пропадает. Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывающими интерес у детей.
Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям предоставляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.
Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
раскрыть » / « свернуть