КОНСУЛЬТАЦИИ
На этой странице Вы можете получить ответы на следующие вопросы:
|
Консультация 1. Типология специфических ошибок на письме
Консультация 2. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения
Консультация 1. Типология специфических ошибок на письме
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
|
1. О ш и б к и на уровне буквы и слога
Ошибки звукового анализа:
- пропуски /зимука – зимушка, похлодало - похолодало/
- перестановки /снежным корвом/
- вставки /декабарь – декабрь, девочонки – девчонки
Ошибки фонематического восприятия:
- смешение букв по акустико – артикуляционному сходству /дедошка, вертолот, тавно , фисит, вонарь/
Смешение букв по кинетическому сходству:
- тетродь, рыдоловы,габота/
Персеверация / застревание/:
- в пределах слова / магазим, на нашиме/
- в пределах словосочетания / У молодого майца.
- в пределах предложения /Аня посадила арис. Кактус у Кани./
Антиципация / упреждение, предвосхищение/
- в пределах слова / деверья, родмыми/
- -в пределах словосочетания, предложения / жухчат ручейки, жалоб
2. О ш и б к и на уровне слова
Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку /ваквариуме, на ступила, в зяла, подороге./.
Контаминации / стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима/
Нарушение функции словообразования / ледик, ногища, лисовый хвост
3. О ш и б к и на уровне предложения.
Отсутствие обозначения границ предложений /заглавных букв, точек/
Аграмматизмы – нарушение связи слов в предложении / на ветки деревьях, упал с санки, большой самосвала, я буду сделаю. Дети собирает цветы.
ВЫВОД: с помощью такой дифференциации ошибок учитель начальных классов сам может выявить детей, требующих логопедической помощи.
ОДНАКО: необходимо помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.
Консультация 2. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков чтения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Если нарушить связь между полушариями головного мозга и показать левому глазу (относящемуся к правому полушарию) смешной рисунок, в то время как правый глаз (относящийся к левому полушарию) ничего не увидит, человек засмеется. Но, когда его спросят, почему он смеется, левое полушарие, ничего не зная про смешной рисунок, придумает объяснение поведению человека, и тот ответит, например, так: «Потому что халат у врача белый, а мне этот цвет кажется смешным». Таким образом, левое полушарие придумает логику поведения человека, потому что оно не может допустить возможности, чтобы он смеялся без причины или по причине, которая ему неизвестна. Более того, после вопроса весь мозг будет убежден в том, что человек смеялся из-за белого халата, и забудет про юмористический рисунок, который показывали правому полушарию.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Для детей со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия.
При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления и дефицит сукцессивных функций. Перечисленные расстройства чаще наблюдаются при поражениях у детей левого полушария.
Я предлагаю Вам тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году н.э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
разгарнуць » / « згарнуць