Триединая цель урока — что это?
- Это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
- Это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: развивающий, образовательный и воспитательный. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если цель определена неточно или учитель плохо представляет пути и способы её достижения, то эффективность урока ставится под вопрос.
- Это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ (триединая цель урока) в соответствующей интерпретации (только образовательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
Примерные формулировки развивающих целей уроков:
- содействовать развитию у школьников общеучебных умений (правильно читать текст, задавать вопросы и находить ответы на вопросы, составлять план прочитанного, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, планировать свою деятельность, контролировать выполняемые действия, использовать полученные знания и умения в учебной деятельности);
- обеспечить развитие эмпирического (теоретического, творческого) мышления учащихся, образного (наглядно-образного, словесно-логического) стиля мышления;
- создать условия для овладения учащимися мыслительными операциями вычленения фактов (их сличения, анализа, синтеза, систематизации, интерпретации);
- создать условия для развития памяти учащихся (долговременной, оперативной, удерживающей, и т.д.);
- содействовать развитию у школьников умения общаться, вести диалог в процессе групповой работы на уроке;
- обеспечить развитие у школьников монологической (в устной и письменной форме) и диалогической речи;
- содействовать развитию эстетических представлений учащихся, их художественного вкуса.
Примерные формулировки образовательных целей уроков:
- помочь учащимся целостно представить …
- организовать деятельность учащихся по изучению… и первичному закреплению знаний;
- способствовать закреплению понятия о …(правила, теоретических сведений);
- содействовать развитию учебно-познавательных умений и навыков (по аналогии, по образцу, в новой ситуации);
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в нестандартной ситуации;
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы…;
- обеспечить проверку и оценку знаний, сформированности умений и навыков по теме…;
- организовать деятельность учащихся по коррекции знаний о…; умений и навыков производить разбор... (конструировать…; моделировать…; анализировать…).
Образовательные цели отражают то, чему будет посвящено основное время урока: изучению нового материала, его закреплению, обобщению и систематизации, контролю или коррекции знаний (в различных методических источниках образовательные цели могут обозначаться как познавательныеили обучающие).
Примерные формулировки воспитательных целей:
- формировать у учащихся ценностные отношения к человеку (жизни, обществу, труду, природе);
- воспитывать у учащихся нравственные качества личности (совестливость, честность, великодушие, доброжелательность, самоотверженность, уверенность в своих силах, гуманность и др.);
- воспитывать у школьников чувство любви к своей Родине, обеспечивать социализацию личности.
Необходимо помнить, что достижение поставленных целей осуществляется при решении учителем педагогических задач, специфичных для каждого этапа учебного процесса. Задачи урока детализируют цель, «разбивают» на конкретные пути достижения.
раскрыть » / « свернуть